Основные параметры макроэкономического прогноза определены, исходя из анализа социально-экономического развития Комсомольского района в предшествующие годы, наметившихся тенденций в текущем году, приоритетных направлений и стратегических ориентиров развития на перспективу, отраженных в Стратегии социально-экономического развития Чувашской Республики до 2010 года, Комплексной программе экономического и социального развития Чувашской Республики на 2003-2010 годы. Учтены прогнозируемые индексы и дефляторы цен и тарифов в Чувашской Республике, материалы отделов администрации района.
Прогноз является ориентиром социально-экономического развития Комсомольского района на прогнозируемый период для органов исполнительной власти, хозяйствующих субъектов экономики района и принятия конкретных решений в области социально-экономической политики.
Основные параметры прогноза разработаны в двух вариантах.
Первый вариант - умеренный - исходит из относительно устойчивой, но по сравнению с текущим периодом несколько менее благоприятной комбинации внешних и внутренних условийь;
Второй вариант - исходит из достаточно благоприятного сочетания внешних и внутренних условий и более высоких темпов роста экономики республики.
Функционирование экономики Комсомольского района в среднесрочной перспективе будет определяться внутренними условиями и факторами.
К внутренним условиям, влияющим на темпы развития экономики, относится комплекс факторов, определяющих:
повышение эффективности использования капитальных и интеллектуальных ресурсов, что может быть достигнуто за счет высвобождения предпринимательской инициативы и роста материального благосостояния, расширения внутреннего спроса и емкости внутреннего рынка;
реализацию бюджетной политики по формированию эффективной системы бюджетных расходов и их оптимизации;
расширение налоговой базы ;
состояние производственных фондов, степень их изношенности;
развитие производственной инфраструктуры, сокращение социальной дифференциации;
интенсификацию инвестиционной деятельности;
реализацию тарифной политики;
демографическую ситуацию.
Социально-экономическая ситуация в январе-сентябре 2004 года характеризовалась ростом важнейших макроэкономических показателей. В качестве основных положительных тенденций необходимо отметить рост промышленного производства (114,7 %), оборота розничной торговли (109,6 %) и объема платных услуг населению (106,8 %).
Ввод жилья за январь-сентябрь 2004 г. увеличился на 16,2 процента по сравнению с январем-сентябрем 2003 г.
Наметилась тенденция к росту реальной заработной платы – на 36,1 %.
Главной задачей социально-экономической политики на среднесрочную перспективу является обеспечение повышения уровня жизни населения на основе создания эффективной, конкурентоспособной экономики.
Необходимо обеспечить соответствие темпов роста основных отраслей экономики параметрам Стратегии социально-экономического развития Чувашской Республики до 2010 года.
Показатели прогноза по промышленности.
В 2004 году по оценке будет произведено продукции в объеме 110,1 млн. руб., прирост индекса физического объема промышленного производства составит 7,5% к уровню 2003 года. Около 35% производимой промышленной продукции приходится на ОАО «Комсомольский молочный завод», 24% - ЧП Агамиряна, 14% и 11% - ООО «Кооператор» и ООО «Хлебозавод» соответственно.
Объем выпуска продукции в действующих ценах составит в 2005 году 125-127 млн. руб ( I и II варианты) или 102-104 % в сопоставимых ценах.
Ведущее место в экономике района занимает сельское хозяйство.
Показатели прогноза развития агропромышленного комплекса определены исходя из необходимости решения вопросов надежного обеспечения жителей продуктами питания; предприятий пищевой промышленности – сырьем; устойчивого развития агропромышленного производства, повышения уровня доходов сельского населения.
Основными производителями сельскохозяйственной продукции являются сельскохозяйственные предприятия и хозяйства населения. Доля продукции, произведенной хозяйствами населения, в 2003 году составила 61,5 % от общего объема произведенной продукции сельского хозяйства в районе, сельскохозяйственных предприятий – 37,4 %. Доля крестьянских (фермерских) хозяйств в общем объеме производства остается небольшой – 1,1 %. Развитие фермерского хозяйства дает возможность вести предпринимательскую деятельность наиболее активной части сельского населения.
Экономическая эффективность сельского хозяйства определяется воздействием сложного комплекса природно-климатических, технологических, организационно-экономических факторов.
По оценке производство сельскохозяйственной продукции в 2004 году сохранится на уровне производства 2003 года. В 2003 году – 753,1 млн.руб.
Последовательное осуществление основных направлений аграрной политики, предусмотренных в Стратегии социально-экономического развития Чувашской Республики до 2010 года, позволит увеличить темпы роста производства сельскохозяйственной продукции. Республиканской целевой программой «Развитие агропромышленного комплекса Чувашской Республики на 2004-2010 годы» предусмотрен перечень мероприятий по достижению заданных объемов производства.
В области осуществления аграрной политики основное внимание со стороны государства будет обращено на комплексное развитие сельских территорий:
развитие конкурентоспособного и устойчивого сельскохозяйственного производства;
формирование развитых рынков сельскохозяйственной продукции;
опережающий рост доходов работников, занятых в сельском хозяйстве, улучшение качества жизни в сельской местности.
В 2007 году прогнозируется увеличение объемов производства сельскохозяйственной продукции на 10-11 % по сравнению с 2003 годом.
Производство основных видов сельскохозяйственной продукции района во всех категориях хозяйств по прогнозу в 2005 составит: зерна – 24-25 тыс. тонн ( в сельскохозяйственных предприятиях – 23 ), картофеля – 63,5-65 тыс. тонн (25), овощей – 4,3 –5,0 тыс. тонн (1,5), мяса –3,9 –4,0 тыс. тонн ( 1,7), молока- 27,2-28 тыс. тонн (8,0), яиц – 5,3 тыс. штук.
Развитие сети автомобильных дорог. В 2003 году принята «Программа строительства автомобильных дорог, соединяющих сельские населенные пункты с автомобильными дорогами общего пользования, на период 2003-2010 годы, с прогнозом до 2015 года». Предусматривается построить, реконструировать и отремонтировать в районе в 2005 году 5,1 км сельских автомобильных дорог.
В результате реализации мероприятий протяженность автомобильных дорог с твердым покрытием к концу 2007 года по сравнению с 2003 годом возрастет на 4,0 % и составит 196 км.
Развитие малого предпринимательства в течение 2005-2007 гг. предполагает:
· увеличение общего количества малых предприятий;
· создание новых рабочих мест;
· обеспечение устойчивого развития малого предпринимательства в производственной и иных сферах экономики;
· поиск современных технологий и инноваций для создания новых производств.
Выполнение указанных приоритетных задач позволит увеличить численность малых предприятий, количество занятых на предприятиях малого бизнеса.
В целях решения проблем в сфере малого предпринимательства, обеспечения благоприятных условий для его развития принимаются конкретные меры в части оказания организационной, финансовой и консультационной поддержки субъектам малого предпринимательства. В настоящее время на территории Чувашской Республики действует ряд налоговых льгот, как в отношении инвесторов, так и в отношении вновь созданных предприятий. Оказывается государственная финансовая поддержка в форме субсидирования лизинговых платежей, процентных ставок по банковским кредитам и договорам займа субъектам малого предпринимательства по приоритетным направлениям развития экономики.
Общее количество малых предприятий в районе по прогнозу в 2005 году составит 60 (на данный момент -53) и увеличится по сравнению с 2003 годом на 42-57 %, среднесписочная численность работников на малых предприятиях составит примерно 830-840 человек .
Вследствие увеличения количества малых предприятий и повышения эффективности их деятельности объем произведенной продукции (работ, услуг) в 2005 году по прогнозу составит 85 млн.рублей и возрастет по сравнению с 2003 г. в сопоставимых ценах на 37%.
В республике созданы гарантированные условия и стимулы для инвесторов. Принят Закон «О государственной поддержке инвестиционной деятельности в Чувашской Республике», который устанавливает гарантии защиты прав и интересов инвесторов, определяет приоритетные направления государственной поддержки инвестиционной деятельности в республике. Эффективным инструментом поддержки предприятий, дающим возможность сделать инвестиционные накопления средств, являются налоговые льготы, предоставляемые в соответствии с Законом "О вопросах налогового регулирования в Чувашской Республике, отнесенных законодательством Российской Федерации о налогах и сборах к ведению субъектов Российской Федерации"
Так, в 2003 году рост инвестиций в основной капитал в районе составил – 119,7 %.
В 2004 году по оценке общий объем инвестиций в основной капитал увеличится на 5,0 % по сравнению с предыдущим годом и составит 176 млн. рублей, в 2005 году достигнет 197-200 млн. рублей . Прирост составит в 2005 году 3-4 % по отношению к предыдущему году.
В рыночных условиях возрастает значение собственных средств предприятий, ресурсов банков, страховых и финансовых компаний, пенсионных фондов, а также сбережений населения, направляемых на инвестирование капитальных вложений в производство. Объем инвестиций за счет средств предприятий составит 35 млн.руб.
В 2004 году по оценке объем государственных инвестиций увеличится на 8% по сравнению с предыдущим годом и составит 121 млн.рублей, в 2005 году составит 136-139 млн.рублей
.
Сводный территориальный финансовый баланс отражает взаимосвязь формирования, распределения (перераспределения) и использования всех финансовых ресурсов района.
В качестве исходных условий при разработке прогноза сводного территориального финансового баланса Чувашской Республики на 2005 г. и на период до 2007 г. по объему доходов Чувашской Республики явилась отчетная база 2003 г., ожидаемая оценка по поступлению налоговых и других платежей в 2004 г., формирование показателей социально-экономического развития хозяйствующих субъектов с учетом изменений в налоговом и бюджетном законодательствах Российской Федерации.
Доходная часть сводного территориального финансового баланса ,рассчитанная исходя из указанных условий, прогнозируется в 2005 году в сумме 542-546 млн.руб.
Финансовый результат деятельности предприятий (сальдированная прибыль) в 2005 г. прогнозируется в объеме 32,6-32,8 млн.рублей, или 6% к прогнозируемой сумме доходов. В 2007 году сальдированная прибыль возрастет по сравнению с 2003 годом на 38-43%.
Налоговые доходы (без налога на прибыль) в 2005 г. сложатся в сумме 51,4-51,8 млн.рублей, и по сравнению с 2003 годом возрастут на 20-22%.
В структуре налоговых доходов наибольший удельный вес будут занимать налог на доходы физических лиц (34%) и налог на добавленную стоимость (21%).
Неналоговые доходы в 2005 году прогнозируются в объеме 2,2млн.руб.
Сальдо финансовых взаимоотношений с федеральным и республиканским уровнями власти сложится положительным и составит в 2005 г. 402,5-405,2 млн.рублей.
Общая сумма расходов в районе в 2005 году прогнозируется в объеме 544-547 млн.рублей, что на 30% больше суммы расходов 2003 года.
По прогнозу в 2005 году средства, остающиеся в распоряжении организаций, составят 46-47 млн.рублей, что на 20-21% больше, чем в 2003 году.
Усиление стимулирующей роли заработной платы и дальнейшее повышение ее уровня будут способствовать росту оборота розничной торговли и в целом повышению уровня жизни населения.
Оборот розничной торговли за 2004 год по отношению к 2003 году увеличится, по оценке, на 9 %. С учетом реальных денежных доходов населения по прогнозным расчетам прирост розничного товарооборота в 2005 году составит 4%.
На рынке платных услуг населению прирост по оценке в 2004 году составит 6 %.
По прогнозным расчетам прирост объема платных услуг населению в 2005 году составит 2%.
Развитие отраслей социальной сферы. Основной целью социальной политики в Чувашской Республике является повышение качества жизни людей при постепенном сокращении территориальных и отраслевых различий.
В Чувашской Республике реформирование жилищно-коммунального хозяйства проводится в соответствии с Республиканской целевой программой «Реформирование и модернизация жилищно-коммунального хозяйства Чувашской Республики на 2003-2010 годы».
В результате реализации Программы планируется повышение эффективности и качества жилищно-коммунального обслуживания, предоставление жилищно-коммунальных услуг, отвечающих стандартам качества, надежность работы инженерных систем жизнеобеспечения, комфортность и безопасность условий проживания, социальная защита населения при оплате жилищно-коммунальных услуг.
Важнейшим фактором успешного осуществления реформы жилищно-коммунального хозяйства является соответствие уровня платежей граждан утвержденному республиканскому стандарту.
Постановлением Кабинета Министров Чувашской Республики от 14 октября 2003 г. №251 «О республиканских стандартах оплаты жилья и коммунальных услуг на 2004 год» республиканский стандарт уровня платежей граждан в целом по всем видам предоставляемых жилищно-коммунальных услуг на 2004 год утвержден в размере 90% их стоимости, предельная стоимость предоставляемых жилищно-коммунальных услуг на 1 кв.м. общей площади жилья в месяц в среднем по Чувашской Республике - в размере 18,20 рубля, по Комсомольскому району - 13,08 рублей.
Постановлением Кабингета Министров Чувашской Республики от 18 октября 204 г. № 253 «О республиканских стандартах оплаты жилья и коммунальных услуг на 2005 год» республиканский стандарт уровня платежей граждан за жилье и предоставляемые коммунальные услуги в целом по всем видам этих услуг на 2005 год утвержден в размере 90% их стоимости, республиканский стандарт предельной стоимости предоставляемых жилищно-коммунальных услуг на 1 кв.м. общей площади жилья в месяц в среднем по Чувашской Республике – в размере 22,0 рубля., по Комсомольскому району муниципальный стандарт – 12,69 рублей.
Полная стоимость предоставляемых населению жилищно-коммунальных услуг составит: по оценке на 2004 г. – 4,5 млн. рублей; по прогнозу на 2005 г.– 4,6 млн
В соответствии с Комплексной программой экономического и социального развития Чувашской Республики на 2003-2010 годы, Стратегией развития строительного комплекса республики до 2010 года, ежегодно принимаемыми программами строительства социального жилья и внедрением механизмов ипотечного кредитования планируется дальнейшее увеличение ввода жилья. По прогнозным данным в 2005 году строительство жилья за счет всех источников финансирования возрастет на 14,3% по сравнению с 2003 годом,( 14 тыс.кв.м. и 16,2тыс.кв.м.)
Денежные доходы и расходы населения. Одним из приоритетных направлений социально-экономической политики является повышение уровня жизни населения. В прогнозируемом периоде социальная политика направлена на повышение реальных доходов и благосостояния населения, развитие его интеллектуального и духовного потенциала, формирование здорового образа жизни.
Основной задачей в области оплаты труда будет повышение покупательной способности заработной платы на основе опережающего ее роста по сравнению с ростом потребительских цен. Этому способствуют рост производства в большинстве отраслей экономики, снижение темпов инфляции, сокращение задолженности по выплатам населению, индексация пенсий, повышение заработной платы работникам бюджетной сферы.
Рост производства в отраслях экономики, снижение темпов инфляции, сокращение задолженности по выплатам населению, индексация пенсий будут способствовать формированию позитивных тенденций в динамике реальных доходов населения. По прогнозу в 2005 году денежные доходы сложатся в сумме 436-445 млн.рублей и возрастут по отношению к 2003 году на 26-30%, в 2007 году – 517-532 млн.руб.
В 2003 году сохранена тенденция к снижению доли населения с денежными доходами ниже величины прожиточного минимума, которая в 2007 году по прогнозу составит 27-28 % от общей численности населения.