В начале 2007 года на конференции родителей, учащихся и представителей общественности был заслушан публичный отчет директора о выполнении президентской программы «Новая школа» за последние 10 лет. Но жизнь не стоит на месте. В 2006 году произошли важные изменения, касающиеся и образования. В России были приняты четыре национальных проекта, в числе которых есть национальный проект «Образование». В данный проект включены приоритетные направления развития образовательной системы в Российской Федерации. Среди них: 1) повышение качества профессионального образования, 2) обеспечение доступности качественного общего образования; 3) развитие современной системы непрерывного образования; 4) повышение инвестиционной привлекательности; 50 поддержка и развитие лучших образцов отечественного образования; 6) внедрение современных образовательных технологий; 7) создание национальных университетов и бизнес-школ мирового уровня; 8) повышение уровня воспитательной работы в школе; 9) внедрение новой системы оплаты труда работников школ; 10) переход на нормативное подушевое финансирование образовательных учреждений; 11) расширение общественного участия в управлении образованием.
Истекший 2006-2007 учебный год положил начало реализации данного нацпроекта.
1.Общая характеристика школы
Годом основания нашей школы в с. Большие Кошелеи (ныне с.Комсомольское) считается 1857 год, когда в селе появилось сельское приходское училище. 150 лет тому назад школу практически посещали 16 человек из 21 по списку. Учитель Читаев Иван Павлович обучал детей арифметике, священной истории, катехизису, чистописанию и счетоводству, чтению гражданской и славянской печати. В то время училище работало не регулярно.
По настоянию профессора Казанского университета и духовной академии Николая Ивановича Ильинского 15 ноября 1877 года в Больших Кошелеях открывается мужское земское училище, а в 1895 году – женское земское училище рукоделия.
В 1917 году в селе было построено новое здание школы на средства земства. В 1918 году открывается восьмилетняя школа по постановлению ВЦИК Чувашской АССР становится средней школой, которая в 1941 году в июне перед самой войной выпускает своих первых выпускников. Многие из них одевают солдатскую форму и встают на защиту Родины от немецких захватчиков. Среди них был и будущий Герой Советского Союза Костя Антонов, уроженец д.Александровка.
В 1974 году школа переходит в новое 3-этажное кирпичное здание. В 1994 году в школе количество учащихся переваливает за 1200 человек. Школа работает в две смены. В селе появляется вторая средняя школа возле Сельхозтехники.
Согласно постановления главы районной администрации №277 от 21 июля 2003 года школа №1 становится муниципальным образовательным учреждением. В 2005 году по решению Правительства Чувашской Республики школа входит в число 54 ресурсных центров региона.
Школа расположена в центре села Комсомольское. Рядом со школой расположены здания райадминистрации, суда и прокуратуры, налоговой инспекции, Дома детского и юношеского творчества, сбербанка и Россельхозбанка, частные дома и парк культуры и отдыха, памятник-пантеон славы, проходит асфальтированная дорога.
На начало 2006-2007 учебного года количество учащихся составляло 504 человека, из них 224 девочек и 280 мальчиков. На конец учебного года численность обучающихся не изменилась. В 9-и начальных классах учились 181 ученик, в 509 классах – 219 человек, в 10-11 классах – 104 учащихся.
Школу посещают дети из 14 сел и деревень района. Основная масса учащихся из села Комсомольское. С 2002 года детей из деревень Байбахтино и Новое Бикмурзино привозит школьный автобус. В прошлом учебном году прибавился третий рейс – поселок Киров. Общее количество детей, перевозимых школьным автобусом в один конец было 66 человек.
Неоднороден социальный состав обучающихся. В 2006-2007 учебном году среди школьников было трое детей-сирот, пять инвалидов с детства, семеро детей, оставшихся без попечения родителей, тридцать четыре полусирот, семьдесят семь детей из неполных семей и семнадцать из многодетных семей.
Неодинаков и социальный состав семей, т.е. родителей учащихся. Среди них преобладают люди с высшим и средне-специальным образованием. Есть со средним и неполным средним образованием. Каждая семья к воспитанию своих детей подходит по-разному, по-своему. В течение учебного года на учете по школе стояли 22 неблагополучные семьи. Они были практически в каждом класса. С ними велась регулярная работа со стороны дирекции школы, классных руководителей, социального педагога, педагога-психолога. Проблему составляют и те семьи, откуда родители постоянно и регулярно выезжают на посторонние заработки в Москву, Татарстан, на Север, в Нижегородскую область во время учебного года. Дети практически оставались без контроля со стороны родителей или опекались дедушками и бабушками. Таких семей в учебном году мы сосчитали более 100.
2.Структура управления школы.
Согласно Устава школы управление школой осуществлялось на принципах открытости, демократичности, охраны жизни и здоровья человека и свободного развития личности в сочетании единоначалия и самоуправления. 11 декабря 2006 года был образован орган общественно-государственного самоуправления – Управляющий совет в количестве 17 человек. В его состав вошли представители родительской общественности, дирекции, учителей и учащихся, районной администрации.
Данный совет работает на основе Положения «Об Управляющем совете». Члены совета свои обязанности выполняют на общественных началах.
В начале 2007-2008 учебного года в Положение Об Управляющем совете было внесено дополнение, касающееся участия Управляющего совета школы при распределении стимулирующей части фонда оплаты труда учителей с 1 сентября 2007 года в связи с переходом на новую дифференцированную систему оплаты труда педработников.
Как и раньше, общее руководство школой осуществлял педагогический совет. В течение учебного года проведено 12 заседаний, где рассмотрено 55 вопросов учебно-воспитательного и иного характера.
За учебный год проведено два собрания трудового коллектива с повесткой дня: 1) Отчет директора школы о выполнении коллективного договора, принятого на 2004-2006 годы; 2) Принятие нового коллективного договора на 2007-2009 годы; 3) О соглашении по охране труда на 2007 год; 4) представление к награждению работников школы.
В течение учебного года проведены: 1) собрание родителей учащихся 1-11-х классов 17 октября 2006 года, где заслушаны отчеты классных руководителей 11-х классов о состоянии учебы, посещаемости и дисциплины учащихся. 2) собрание родителей учащихся 10-х классов 20 октября 2006 года с той же повесткой дня; 3) конференция родителей учащихся 1-11-х классов 7 декабря 2006 года; 4) отчетно-выборное общешкольное родительское собрание; 5) конференция представителей родительской и учительской общественности, работников школы 31 января 2007 года; 6) совместное собрание учащихся 9 классов и их родителей 22 марта 2007 года по вопросу проведения муниципальных единых экзаменов по математике и русскому языку.
Проведено два заседания родительского комитета школы. Количество проведенных мероприятий с родителями и тематика распространенных вопросов в них говорит о том, что родительская общественность все больше и активнее включается в решение школьных задач и проблем как один из участников образовательного процесса.
В 2006-2007 учебном году работало внутришкольное методическое объединение учителей под руководством заместителя директора по учебной работе Васильевой А.П. по пяти направлениям.
Проведены по графику открытые уроки, внеклассные мероприятия воспитательного характера. Обобщен опыт работы учительницы начальных классов Лапшиной Т.Г.
В школе работает ученическое самоуправление и две детские организации «Жемчужина» и «Романтика».
Ежемесячно проводились совещания при директоре, один раз в два месяца – производственные совещания учителей.
3.Спектр образовательных услуг и условия их осуществления.
Условия осуществления учебно-воспитательного процесса удовлетворяют требованиям времени. За последний год улучшилась материально – техническая база школы. В 2-х классах заменена была школьная мебель. Получены учебно-наглядные пособия для кабинета химии. В начале 2007-2008 учебного года получено 2 коплекта школьной мебели для двух первых классов. Приобретено на средства школы 58 ученических стульев для методического кабинета и кабинета информатики. Через министерство образования и молодежной политики получили столовое оборудование на сумму тысяч рублей. Это большой холодильный шкаф, электрическая плита с духовкой, картофелечистка, электрокипятильник воды емкостью 40 литров и моечная ванна для кухни. Продолжалась замена оконных блоков и рам здания школы. Для этой цели дополнительно было выделено 495 тысяч рублей. Построен новый туалет для мужчин на 8 очков на сумму 115 тысяч рублей. В бухгалтерии школы, приемной компьютера подключены к Интернету и электронной почте.
Кабинеты информатики и физики подключены в локальную интернетскую школьную сеть.
В школе нет проблемы кадров, а наоборот, ощущается избыток. Из-за этого по отдельным предметам как русский язык и литература, чувашский язык, технология, физкультура недельная нагрузка учителей была 18 часов и чуть выше. В начальных классах количество учителей больше, чем количество классов-комплектов.
В 2006-2007 учебном году количество педагогов составляло 54 человек. Из них 53 имели высшее образование, одна училась на 5 курсе ЧГПУ. Учитель истории Васильева И.В. продолжала учебу в аспирантуре при госуниверситете по специальности «История», готовится к защите кандидатской работы. 14 человек имеют высшую квалификационную категорию (25%), 26 – первую (46%), семеро – вторую (12%), 2 заслуженных учителя Чувашской Республики, 1 отличник народного образования, 6 почетных работников общего образования Российской Федерации. Титов Т.П. и Родионов П.В. являются обладателями гранта президента Чувашии в сумме 10 тысяч рублей. 3 имеют два высших образования. Четыре педагога изъявили желание аттестоваться в этом учебном году. Среди них Свинина Е.С. И Мамуткин А.Ф. на высшую категорию, Игнатьева Н.В. – на первую и Игонина С.Г. – на вторую.
В течение прошлого учебного года 8 учителей прошли курсы повышения квалификации в Чувашском республиканском институте образования. В текущем учебном году на прохождение курсов повышения квалификации изъявиои желание 9 человек, из них двое уже прошли.
Школа работает в одну смену по пятидневной учебной неделе. Уроки начинались в прошлом учебном году в 8.00 часов, а в нынешнем с 8.30 часов.
Учебный план школы был разработан на основе базисного учебного плана школ Чувашской Республики. В образовательный процесс было внедрено профильное обучение в 10-х классах, а с этого учебного года и в 11-х класса. С 1 сентября 2007 года в школе организовано сетевое профильное обучение для десятиклассников Починокинельской, Полевошептаховской и Полевояушской средних школ по трем профилям.
В 2007 году на финансирование функционирования и развития школы всего выделено 7 миллионов 18 тысяч 790 рублей, из которых на оплату труда и начисления на оплату труда направляются 5 миллионов 534 тысячи 331 рубль. На оплату труда классных руководителей предусмотрено 73 тысячи 937 рублей, а на вознаграждение за классное руководство – 638587 рублей.
4.Результаты образовательной деятельности школы
Работа школы оценивается как показателями внутренней мониторинговой оценки, так и результатами внешней оценки – итогами ЕГЭ, районных и республиканских предметных олимпиад, различных конкурсов, судьбой выпускников. Итоги 2006-2007 учебного года говорят о том, что из 491 обучающегося были аттестованы 449 человек. Среди них 86 отличников, 168 ударников. Успеваемость учащихся на «4» и «5» составляла 56,5%, что на 4% выше, чем в 200-2006 учебном году. На повторный год был оставлен один ученик по согласию родителей.
Как и в прошлые годы, школьники активно участвовали на школьных и районных предметных олимпиадах, становились победителями и призерами. В копилке школы 39 призеров районных предметных олимпиад. Среди них 20 первых, 9 вторых и 10 третьих мест. Победители районных олимпиад участвовали на республиканских и показывали средние результаты. Некоторые попали в десятку лучших по республике. Среди средних школ наши дети заняли 2-ое место в районе после школы №2.
Неплохо в прошлом учебном году выступили спортсмены школы. На спартакиаде школьников они заняли 3-е место. Порадовали юнармейцы.На районных финальных играх «Орленок» дружная команда под руководством Миронова Г.Н. и Мамуткина А.Ф. заняла 2-е место после Старовыслинской СОШ, отставая от них на полочка.
Результативно участвовали наши дети на различных научно-практических конференциях, конкурсах.Есть победители на районном уровне по химии, физике, русскому языку и литературе.
Учащиеся 11 класса Сизов Леонид и Сумзина Василиса заняли 1-е место на зональной научно-практической конференции по химии в с.Шемурша под руководством Твороговой Р.В.
Большое количество детей из разных классов участвовало на дистанционной олимпиаде по информатике «Инфознайка», «Русский медвежонок», «Кенгуру», «Чувашская ласточка». Ученики 7и 10 класса Уласов Денис и Сорокин Руслан стали дипломантами Всероссийского конкурса юных космонавтов «Звезды зовут» и получили ценные подарки от летчиков-космонавтов.
В истекшем учебном году 54 выпускника сдавали ЕГЭ по математике и русскому языку, двое по физике, биологии и истории России, один по химии, семь человек по обществознанию. Хотя средние баллы и оценки выше, чем среднерайонные, но по математике русскому языку процент учащихся, сдавших ЕГЭ на «2», выше среднерайонного.
Из числа окончивших среднюю школу шестеро получили аттестаты с золотой медалью и двое – с серебряной медалью «За особые успехи в учении». 29 выпускников (55%) поступили учится в высшие учебные заведения республики и страны, 16 человек (30%) в средне-специальные учебные заведения и шестеро (11%) – в профтехучилища.
Неплохо сдали экзамены по новой системе учащиеся 9-х классов. Из 73-х выпускников основной школы 71 получили аттестаты об основном (общем) образовании, из них семеро – аттестат с отличием. Двое из-за неявки на экзамены основную школу завершили со справкой.
Несомненно, цена образовательных достижений – это заболеваемость, перегрузки и стрессы учащихся и учителей школы. Состояние здоровья учащихся волнует всех: и родителей, и педагогов, и общественность, и самих детей. В 2006-2007 учебном году уровень заболеваемости остался на прежнем уровне.
Задача наша совместная в том, чтобы работала постоянно школа здорового образа жизни и в школе, и в семье. Нужно помнить, что здоровьесберегающие технологии – это не только горячие обеды, спортзалы, бассейны и школьные автобусы, но и улыбка учителей и родителей, доброжелательная атмосфера в школе и в семье.
Для учащихся и работников школы организовано горячее питание. В прошлом учебном году стоимость питания одного ребенка в месяц была 100 рублей. По решению родительского комитета в нынешнем учебном году ее повысили до 120 рублей.
На арендной основе в школе работает буфет. В последние годы повсеместно особое внимание уделяют на обеспечение безопасности. В этом направлении идет работа и в школе. Есть ответственные лица за обеспечение безопасности жизнедеятельности образовательного учреждения. В школе установлено круглосуточное дежурство.
Школа с 2002 года сотрудничает с Казанским социально-гуманитарным колледжем. На базе школы работают колледжские классы по трем направлениям: правоведение в социальной работе, бухучет и менеджмент. За годы работы колледжа диплом о средне-специальном образовании получили 45 человек, из них 15 дипломов с отличием. Все выпускники колледжа трудоустроены, практически все учатся в высших учебных заведениях страны и республики.
С 1 февраля по 30 мая 2007 года на базе школы работали курсы довузовской подготовки Чебоксарского института экономики и менеджмента Санкт-Петербургского государственного политехнического университета. Курсы прошли 14 учащихся 11-го класса и после сдачи экзамена все были приняты на первый курс учебы по специальностям менеджмент и бухучет.
С сентября 2007 года на базе ресурсного центра организовано сетевое профильное обучение десятиклассников Починокинельской, Полевояушской и Полевошептаховской среди школ по трем профилям.