Образование в Чувашии: вчера, сегодня, завтра
1993 –2003 годы
Первые шаги
Начало 90-х годов для системы образования республики было временем серьёзных испытаний. С одной стороны, было очевидно, что она не может продолжать работать в прежнем режиме изжившей себя старой унифицированной школы, а, с другой стороны, - отсутствовали чёткие ориентиры в стратегии развития образования.
Одновременно стоял вопрос и материально-технической базе образовательных учреждений. В 1993 году в республике было 120 аварийных и ветхих школ – почти 17% от общего количества.
Одним из первых шагов к изменению сложившейся ситуации в сфере образования стало принятие по инициативе Президента Чувашской Республики Н.В. Фёдорова Республиканской программы развития образования на 1994-2000 годы. Чуть позже, в 1996-1997 годах были приняты Президентская программа «Новая школа» (1996 г.) и Концепция государственной образовательной политики в Чувашской Республике. В них была поставлена принципиально новая задача, остающаяся актуальной и по сегодняшний день - «сделать образование в целом и образование конкретного человека конкурентоспособным». По истечении нескольких лет верность взятого в Чувашии курса подтвердилась в концептуальных федеральных документах: Национальной доктрине, Программе развития образования, Концепции модернизации российского образования.
Ежегодно и целенаправленно правительство республики стало величивать расходы бюджета на образование. Так, доля расходов на образование в бюджете республики за 10 лет увеличилась с 23,4% до 28,7%. Формировался и внедрялся прозрачный и эффективный организационный и экономический механизм в бюджетной сфере, обновлялось содержание образования. В республике действуют все социальные льготы и выплаты педагогам в полном объеме. Уже несколько лет в Чувашии нет проблем с выплатой заработной платы, отпускных, пособий за методлитературу.
С 1 октября 2003 года планируется повышение заработной платы работникам бюджетной сферы республики в 1,33 раза.
С декабря 1993 г. по сентябрь 2003 года были построены 90 учреждений образования: 82 школы, 5 детских садов и 3 корпуса учреждений профобразования. Такими темпами строительства школ могут похвалиться немногие регионы России.
Приобретены 2766 современных компьютеров, спортивное и другое учебное оборудование. Если в России только к 2005 году будет достигнуто обеспечение 1 компьютера на 80 учащихся, то в Чувашии уже сегодня на 70 учащихся – 1 компьютер, а в 2005 году запланирован 1 компьютер – на 50 учащихся.
В связи с тем, что местные бюджеты не обеспечивали полноценное функционирование интернатных учреждений, решением руководства республики к 2001 году осуществлён их перевод на республиканский бюджет. Это позволило значительно укрепить материальную базу школ-интернатов, улучшить содержание воспитанников в них. За последние 3 года только на проведение ремонта этой категории учреждений из республиканского бюджета выделено более 23 млн. рублей. С 2001 года в соответствии с Законом «О социальных гарантиях приемной семье», инициированным Президентом Чувашской Республики Н.В.Федоровым, получила развитие новая форма устройства детей-сирот – приемная семья.
Новое мышление
Но Президентская программа «Новая школа» предусматривала не только строительство новых корпусов. Строить предстояло новое мышление, новое видение, новое поведение. Это нелегкий процесс, тем более, что на ходу нужно было переучивать и самих учителей, заставлять их подтягиваться, развиваться. Появились новые формы в обучении, стал реализовываться ряд международных программ, школы республики получили тысячи компьютеров. Новое время и новые условия привели в школу новых людей: ученых, практических психологов, вузовских педагогов, все это позволило педколлективам стать профессионально более разнородными, эффективнее решать многочисленные задачи.
Произошли изменения в структуре и содержании подготовки и переподготовки педагогических кадров. В ЧГПУ им.И.Я.Яковлева с 1994 года дополнительно открыты 10 новых специальностей, востребованных современной школой. В Чувашском республиканском институте образования созданы научно-методические лаборатории мониторинга и качества образования, диагностики и аттестации образовательных учреждений, центр физического воспитания и развития и др. Для обеспечения непрерывного педагогического образования в ряде районов и городов созданы информационно-методические центры.
Одним из значительных нормативных актов, существенно повлиявших на формирование новых экономических отношений в образовании республики, стал Указ Президента Чувашской Республики «О развитии подсобного хозяйства в образовательных учреждениях»(1995 г.). Образовательные учреждения стали не только зарабатывать дополнительные финансовые средства; активно привлекая к этому учащихся, но и формировать их новое экономическое мышление: учили считать заработанное и планировать расходы. А это подтолкнуло педагогов к поиску и других форм внебюджетной деятельности: оказанию новых образовательных услуг, участию в международных и федеральных образовательных программах и проектах, привлечению спонсорских средств и др. Благодаря инвестиционной привлекательности Чувашии, сформированной активной деятельностью Президента Чувашии Н.В.Федорова на международном, российском уровнях, его личным контактам с руководителями различных общественно-государственных структур система образования участвовала в 15 крупных федеральных и 7 международных программах и проектах, более 100 локальных проектах. Таким образом, была создана система многоканального финансирования образования, что дало возможность за 10 лет дополнительно к бюджету привлечь около 412 млн. рублей.
Главная идея
Для Н.Федорова, выросшего в селе, принципиально важна была главная идея модернизации российского образования – обеспечение всеобщей доступности к получению современного качественного образования. Практическими путями ее реализации стали введение единого государственного экзамена и реструктуризация сети образовательных учреждений.
В ходе реализации целевой программы по реструктуризации учреждений образования были созданы разные модели: начальная школа – детский сад, социокультурно-образовательные центры, крупные базовые школы с полноценной учебно-материальной базой. Сегодня ежедневно в такие школы из 243 населённых пунктов на специальных школьных автобусах в 129 базовых школ доставляются более 3 тысяч детей, таким образом, каждый ребенок получает максимальные возможности для развития своих способностей. Финансовый вклад в образовательную сферу стимулировал и повышение качества жизни.
В сельской местности одновременно с реструктуризацией школ создается современная общественная инфраструктура: энергично газифицируются населенные пункты, прокладываются асфальтированные дороги, развиваются все виды современной связи - от сотовой до Интернета. Президентская программа "Школьный автобус" вызвала необходимость рождения еще одной республиканской программы - "Дорога к школе". Благодаря этой программе строится, реконструируется и ремонтируется более 885 километров дорог к кустовым базовым сельским школам.
Чувашия три года назад по инициативе Президента Н.Федорова обдуманно вступила в качестве пилотного региона в федеральные эксперименты по введению единого государственного экзамена и государственных именных финансовых обязательств, реструктуризации сельских школ. В ходе реализации программы реструктуризации сети учреждений в республике созданы новые модели общеобразовательных учреждений, закуплен 141 специальный школьный автобус для организации подвоза детей в базовые школы. В результате новаторской политики значительно возросло число выпускников школ, поступающих в вузы: в 1994 году студентами высших учебных заведений были всего 36 процентов выпускников школ, в 2002 году - 51,5 процента. Кроме того, результаты ЕГЭ показывают, что растет как ответственность педагогов, так и учеников за качество знаний. В 2003 году 94 процента выпускников успешно выдержали экзамены, 197 человек набрали от 95 до 100 баллов (в 2001 году - только 48). С каждым годом увеличивается количество сельских школьников, поступающих в вузы, и в целом – количество выпускников из Чувашии, поступающих в престижные вузы Москвы, Санкт-Петербурга.
В области дошкольного образования одной из важнейших задач к началу 90-х годов являлось сохранение и развитие сети. В связи с этим с 1992 года осуществлена передача ведомственных детских садов в муниципальную собственность. Для многих родителей услуги дошкольного образования в это время стали труднодоступными, и количество воспитанников резко сократилось. Поэтому руководством республики был взят курс на развитие новых, менее затратных форм пребывания детей в ДОУ. К 2003 году открыто 50 групп кратковременного пребывания при ДОУ и школах. В целом охват детей дошкольным образованием в возрасте от 1 до 6 лет увеличился до 59,6% (в РФ – 57,2%).
По своей комфортности и благоустройству 90,4 процента детских садов республики значительно превосходят средние показатели России (63%). Чувашская Республика, по статистике Минобразования России, относится к четверке лучших регионов Российской Федерации по этой позиции.
Перед общим средним (школьным) образованием к середине 90-х годов стояла стратегически важная задача - формирование современной, высококонкурентной личности, способной легко адаптироваться в быстро меняющемся мире. Упомянутые выше основополагающие нормативные акты, изданные Президентом Чувашии Н.В.Федоровым, позволили создать принципиально новые виды общеобразовательных учреждений, учитывающие разнообразные познавательные интересы учащихся и обеспечивающие внедрение вариативных программ в образовательный процесс. Сегодня дифференцированное обучение по программам повышенного уровня получают 21,7 процента школьников (в 1994 г. – 12,7%). 24 процента школьников младшего возраста изучают иностранный язык со 2 класса (1994 г. - 0,5%). В процессе обучения получил развитие личностно-ориентированный подход: введены новые учебные предметы: право, экономика, экология.
К началу 90-х годов еще не был разработан национально-региональный компонент содержания образования, практически отсутствовали учебники по чувашскому языку и литературе для русскоязычных школ. За десятилетие выпущены учебно-методический комплект по чувашскому языку и литературе для русскоязычных школ для 1-11 классов, учебные пособия по истории, географии, экологии Чувашии, издано 177 наименований учебников и учебных пособий республиканского комплекта, разработан национально-региональный компонент содержания образования, приобщающий учащихся к материальным, духовным ценностям и традициям чувашского народа.
Помощь одаренным детям
Один из приоритетов государственной политики в области образования - выявление, развитие и поддержка талантливых и одаренных школьников. Принята государственная подпрограмма «Одаренные дети». Ежегодно проводятся различные интеллектуальные соревнования на всех уровнях образования, конференции-фестивали творчества молодежи и школьников. Личное участие в них Президента Чувашии Н.В.Федорова являлось залогом глубокой заинтересованности государства в воспитании творчески активной, экономически самостоятельной личности. В 2002 году фестиваль «Юность Большой Волги» получил всероссийский статус. Конкурсность, состязательность стали основными принципами в организации работы по выявлению и развитию способностей учащихся и студентов. За эти годы почти втрое увеличилось число участников и предметов, по которым проводятся олимпиады. В течение 10 лет учащимися республики завоеваны 74 диплома Всероссийских зональных и финальных предметных олимпиад, 70 – Международной олимпиады школ развивающего обучения, 18 – соросовских региональных олимпиад. Число победителей всероссийских и международных школьных олимпиад выросло в шесть раз (1993 г. –3 чел., 2003 – 19 чел.), а студенческих – более чем в десять раз (1993 г.- 18 чел., 2003 г.- 200 чел.). Чебоксары стали базой проведения 8 Всероссийских предметных олимпиад.
С 1995 года Указом Президента Чувашской Республики Н.В.Федорова введены стипендии для творчески одаренных школьников и молодежи. С 1 сентября 2003 года тысяча молодых людей, среди которых – учащиеся, студенты, педагоги, получат ее в размере 1 тыс. рублей.
Профессиональное образование.
90-е годы для системы профессионального оказались весьма сложными: многолетние долги за коммунальные услуги, отсутствие средств на содержание зданий, приобретение учебного оборудования, резкое старение и ухудшение кадрового потенциала, низкий уровень зарплаты. Разрушение плановой экономики в начале 90-х годов вынудило учреждения профобразования вести подготовку по специальностям и профессиям, не востребованным на рынке труда, но пользующихся временным (конъюнктурным) спросом у населения (бухгалтер, экономист, юрист, парикмахер). В результате в 1994 году только 58 процентов их выпускников были направлены для работы на предприятия.
В сложных условиях удалось не только сохранить сеть государственных учреждений профессионального образования, но и содействовать становлению и развитию филиалов государственных и негосударственных учреждений высшего и среднего профессионального образования. Сегодня в учреждениях профобразования ведется подготовка по 118 специальностям высшего образования, по 94 специальностям среднего и 64 рабочим профессиям, что на 90-95 процентов покрывает все запросы работодателей. При этом перечень специальностей и рабочих профессий в учреждениях профессионального образования обновился кардинально. Ведется обучение по новым специальностям и профессиям, наиболее востребованным рынком труда, и, прежде всего, производственным сектором экономики – специальностям с использованием современных информационных и инновационных технологий.
В своем Послании Государственному Совету Чувашской Республики Президент Н.Федоров обратил особое внимание на то, что наше время – это эпоха непрерывного образования. Рынок труда в лице работодателей уже давно требует расстановки новых акцентов в обучении. Сегодня ощущается явный недостаток высококвалифицированных рабочих, особенно строительных специальностей, ряда специалистов с высшим образованием - инженеров-программистов, инженеров-конструкторов, инженеров-технологов, руководителей среднего звена строительных организаций. Учитывая, что кадровый потенциал предприятий и организаций является важнейшим стратегическим ресурсом, определяющим успех всех проводимых реформ, в республике принят ряд целевых программ, направленных на решение важной проблемы.
Недавно Президентом Н.Федоровым подписан Указ «О республиканской программе сбалансированности потребностей экономики в кадрах и рынка образовательных услуг на 2003 – 2005 годы и на период до 2010 года». Формирование кадрового потенциала, отвечающего на потребности реального сектора экономики и непроизводственной сферы в квалифицированных кадрах руководителей, специалистах, рабочих стало важнейшей общегосударственной задачей. В этой программе определены конкретные пути как изменить прежнюю образовательную систему, выполнявшую госзаказ по подготовке дипломированных выпускников в современную структуру оказания востребованных рынком труда образовательных услуг.
Перед системой профессионального образования была поставлена стратегическая цель – превращение ее в средство социально-экономического развития. К 20002 году число студентов в вузах на 10 тыс. населения достигло 460 человек (в 1994 г. этот показатель был самым низким в России – 137). Число студентов и обучающихся во всех учреждениях республиканской системы профессионального образования за 10 лет возросло вдвое и достигло 108 тысяч. Число же студентов, обучающихся в вузах, увеличилось почти в 3,5 раза (1994 г. – 18,3 тыс.чел.; 2003 г. – 62,4 тыс.чел.)
Если в 1993 году на бюджетной (бесплатной) основе в вузах обучались 17019 человек, то в 2002 году – уже 25080.
Заключение
Слова Президента Чувашии Н.В. Федорова: «У нас нет богатых природных ресурсов, поэтому мы должны развивать интеллектуальные ресурсы» стали стратегической и тактической целью всей модернизации образования Чувашской Республики.
Сегодня уже недостаточно просто обучать детей и контролировать сумму усвоенных знаний. Научить человека в школе или даже в самом лучшем университете на всю жизнь невозможно. На августовском совещании 2003 года Президентом Н.Федоровым педагогам республики поставлена задача: формировать потребность и желание учиться в течение всей жизни, научить применять все новые и новые приобретенные знания в практической деятельности. Человек с такой философией, овладев технологией принятия решения, свободой выбора, будет способен адаптироваться к быстро меняющемуся миру. Можно с полным правом сказать, что «человек разумный» (homo sapiens) в XXI столетии – это человек, который постоянно учится. Очевидно, что решать эту задачу должна не одна школа или вуз, ее может и должна решать вся система образования, начиная сызмальства, с детского сада.