Воспитание культурного человека – это воспитание человека не только и не столько успешно обучающегося и образованного, сколько воспитание человека нравственного, способного сохранить и развить в себе нравственные ценности се-мьи, общества и человечества и использовать их в повседневной жизни, демонстри-руя это своим поведением, общением, своей жизнью.
В настоящее время это достаточно непросто. Хаотичные явления в обществе, государстве, школе, понимание личной свободы как вседозволенности приводит к тому, что нравственные приоритеты теряют свою значимость и привлекательность. К сожалению, первые уроки безнравственности, понятия «можно» и «нельзя», пер-вые проявления невнимания, безразличия и жестокости формируются семьей и в семье. Потребительство, злоба, жадность, безразличие и многое другое формирует сегодня нравственную сторону жизни маленького человека, переступающего порог социума. Ребенок проживает под одной крышей с родителями, сохраняет эмоцио-нальную привязанность к кому-то из членов семьи, но связи эти хрупки, находятся под угрозой разрушения, что создает реальную опасность для детского психическо-го, физического и нравственного развития. Отсутствие нормальной нравственной среды в семье очень часто воспитывает у детей эгоцентризм и иждивенчество.
Занимаясь воспитанием ребенка необходимо руководствоваться тем, что человек – произведение культуры того социума, в котором он формируется. Именно окружение задает ему программу, с помощью которой ребенок формирует свой соб-ственный мир. Дело человека состоит в том, чтобы выбрать те возможности, кото-рые согласуются в его внутренним миром, но при этом помнить о том, что жизнь может иметь свой сюжет, если человек умеет:
- быть открытым, может выходить за пределы своей личности;
- понимать другого человека с его точки зрения;
- проявлять способность разделять тяготы и радости другого, понимать друго-го человека без расчета на взаимность с его стороны;
- быть великодушным к другому человеку без расчета на взаимность с его стороны;
- быть верным другом на протяжении всей своей жизни.
Но при этом взрослые, которые занимаются воспитанием детей, должны быть сами примером ребенку, иначе воспитание не только не будет иметь нужного ре-зультата, но и будет способствовать скорее саморазрушению, нежели развитию и совершенствованию.