О прогнозе социально-экономического развития Комсомольского района на 2012 год и на период до 2014 года.
Заслушав и обсудив основные показатели прогноза социально-экономического развития на 2012 год и на период до 2014 года Собрание депутатов Комсомольского района р е ш и л о:
1.Одобрить основные показатели прогноза социально-экономи-ческого развития района.
2.Постоянным комиссиям Собрания депутатов района регулярно проводить заседания комиссий по рассмотрению выполнения прогнозных показателей с приглашением руководителей предприятий всех форм собственности, специалистов администраций.
Глава района -
Председатель Собрания депутатов Е.И.Карпеев
Прогноз
социально-экономического развития
Комсомольского района на 2012 год и на период до 2014 года
Основные параметры макроэкономического прогноза определены, исходя из Стратегии социально-экономического развития Комсомольского района до 2020 года, анализа социально-экономического развития Комсомольского района в предшествующие годы, наметившихся тенденций в текущем году, приоритетных направлений стратегических ориентиров развития на перспективу, отраженных в Стратегии социально-экономического развития Чувашской Республики до 2020 года, Программе социально-экономического развития Комсомольского района на 2010-2012 годы.
Разработка прогноза осуществлялась в соответствии с постановлением Правительства Российской Федерации от 22.07.2009 № 596 «О порядке разработки прогноза социально-экономического развития Российской Федерации», на основе методических рекомендаций Министерства экономического развития и торговли Российской Федерации, сценарных условий функционирования экономики Российской Федерации в 2012 году и на период до 2014 года, материалов структурных подразделений администрации района.
Прогноз является ориентиром социально-экономического развития Комсомольского района на прогнозируемый период для органов местного самоуправления, хозяйствующих субъектов экономики района и принятия конкретных решений в области социально-экономической политики.
Основные параметры прогноза разработаны в двух вариантах.
Первый вариант - предполагает сохранение положительной динамики развития экономики, но вместе с тем характеризуется относительно невысоким инвестиционным спросом, недостаточным ростом потребительского спроса, исходит из менее благоприятного сценария развития экономики.
Второй вариант - отражает более быстрое восстановление экономики в результате наиболее полной реализации потенциала ее роста на основе повышения конкурентоспособности и модернизации экономики, улучшения инвестиционного климата, реализации значимых инфраструктурных проектов.
Второй вариант рассматривается как основной.
Основными целями социально-экономического развития района в среднесрочной перспективе являются:
повышение качества жизни населения, создание эффективной системы предоставления социальных услуг, уменьшение доли населения с доходами ниже прожиточного минимума.
Промышленность.
Промышленность складывается в районе по видам деятельности: «обрабатывающее производство» и «производство и распределение электроэнергии, газа и воды». В структуре оборота организаций промышленности на обрабатывающие производства – 97% и производства и распределения электроэнергии, газа и воды – 3%
Основной вклад в промышленный рост внесли обрабатывающие производства. Объем отгруженных товаров собственного производства обрабатывающих производств составил 136,02 млн.рублей. В 2010 году в структуре обрабатывающих производств наибольший удельный вес занимает:
производство пищевых продуктов, включая напитки, - 97,2 % (ООО ПК «Кооператор» и мельницы сельскохозяйственных предприятий).
По виду деятельности «производство и распределение электроэнергии, газа и воды» произведено продукции на сумму 4,13 млн. рублей. Спад объемов по данному виду деятельности произошел из-за снижения объемов производства, передачи и распределения тепловой энергии в связи с переходом многоквартирных домов на индивидуальное газовое отопление.
По оценке индекс обрабатывающего производства в 2011 году составит 91,7%, в 2012 году соответственно 93,1%, в 2013 году – 93,8%, в 2014году – 98,9% . В 2014 году будет отгружено продукции, выполнено работ и оказано услуг на сумму 135,9 млн. рублей, что в действующих ценах на 120 тыс. рублей меньше, чем в 2010 году. (Снижение по обрабатывающей промышленности происходит за счет снижения объемов производства ООО «Деликат»).
Сельское хозяйство.
Показатели прогноза развития сельского хозяйства определены исходя из реализаций направлений приоритетного национального проекта «Развитие АПК»: ускоренное развитие животноводства, стимулирование развития малых форм хозяйствования в агропромышленном комплексе, обеспечение доступным жильем молодых специалистов (или их семей) на селе.
Экономическая эффективность сельского хозяйства определяется воздействием сложного комплекса природно-климатических, технологических, организационно-экономических, научно-технических факторов.
С учетом условий сложившихся в сферах производства и реализации сельскохозяйственной продукции, по оценке производство сельскохозяйственной продукции в 2011 году составит 1348 млн.руб., т.е. увеличится по сравнению с 2010г. на 37,9%. В 2011 году темп роста продукции животноводства по оценке составит 100%.
Основными производителями сельскохозяйственной продукции являются сельскохозяйственные предприятия и хозяйства населения. Доля продукции, произведенной хозяйствами населения, в 2010 году составила 65,2% от общего объема произведенной продукции сельского хозяйства в районе, сельскохозяйственных предприятий – 33,6%, доля крестьянских (фермерских) хозяйств в общем объеме производства составила 1,2%.
Производство основных видов сельскохозяйственной продукции района во всех категориях хозяйств по прогнозу в 2014 году составит: зерна – 37,4-38,0 тыс.тонн, картофеля – 64,0-66,0 тыс.тонн, овощей – 8,3-8,4 тыс.тонн, мяса – 4,1-4,2 тыс.тонн, молока – 30-30,3 тыс.тонн.
Транспорт.
Географическое положение республики, в том числе и района, существующие транспортные связи обуславливают высокую нагрузку на автодорожную сеть, в том числе на местные автомобильные дороги.
Протяженность автомобильных дорог общего пользования с твердым покрытием Комсомольского района составила на 1 января 2011 года 256,56 км или 68% от общей протяженности дорог, в том числе 28,6 км дорог федеральной собственности. Осуществляется реализация республиканской целевой программы «Модернизация и развитие автомобильных дорог в Чувашской Республике с прогнозом до 2025 года», утвержденной постановлением Кабинета Министров Чувашской Республики от 13.09.2006г. № 227. Основными задачами программы являются: соединение сельских населенных пунктов дорогами с твердым покрытием с республиканской сетью автомобильных дорог общего пользования, а также приведение сельских дорог с автобусными и школьными маршрутами в соответствие нормативным требованиям по безопасности дорожного движения.
В результате реализации программных мероприятий прогнозная протяженность автомобильных дорог общего пользования с твердым покрытием к концу 2014 года по сравнению с 2010 годом возрастет на 2,2-3,5% и составит 262,23 -265,77 км.
Малое предпринимательство.
Развитие малого предпринимательства в районе в течение 2010-2011гг. предполагает:
- увеличение общего количества малых предприятий;
- создание новых рабочих мест
- обеспечение устойчивого развития малого предпринимательства в сельскохозяйственной и иных сферах экономики;
- поиск современных технологий и инноваций для создания новых производств.
Выполнение указанных приоритетных задач позволит увеличить количество малых предприятий, численность занятых на предприятиях малого бизнеса, а также объемов произведенной продукции (работ, услуг) субъектами малого предпринимательства.
В целях решения проблем в сфере малого предпринимательства, обеспечения благоприятных условий для его развития принимаются конкретные меры в части оказания организационной, финансовой и консультационной поддержки субъектам малого предпринимательства. В настоящее время на территории Чувашской Республики действует ряд налоговых льгот, как в отношении инвесторов, так и в отношении вновь созданных предприятий. Оказывается государственная финансовая поддержка в форме субсидирования процентных ставок по банковским кредитам и договорам займа субъектам малого предпринимательства по приоритетным направлениям развития экономики. С 2007 года внедряются новые формы господдержки: предоставление грантов субъектам малого предпринимательства на создание собственного бизнеса.
В 2010 году общее количество малых предприятий в районе составило 127 и по сравнению с 2009 годом увеличилось на 22%, по прогнозным оценкам к 2014 году составит 145-150 и увеличится по сравнению с 2010 годом соответственно 14,2-18,1%. Среднесписочная численность работников на малых предприятиях составит к 2014 году примерно 1550-1600 человек и к уровню 2010 года увеличится на 8,7-12,3%, что в свою очередь будет способствовать увеличению объема произведенной продукции.
Вследствие увеличения количества малых предприятий и повышения эффективности их деятельности оборот малых предприятий в 2010 году составил 843,0 млн. рублей и возрос по сравнению с 2009 годом на 27,3 %. По оценке оборот в 2011 году составит 985,0 млн.рублей (116,8% к уровню 2010 года), в 2014 году прогнозируется в объеме 1302,7-1403,8 млн.руб. и увеличится на 54,5-66,5% к уровню 2010 года.
Инвестиции.
Приоритетами государственной инвестиционной политики являются эффективное использование государственных и негосударственных инвестиционных ресурсов в целях реализации стратегических интересов Чувашской Республики, содействие коренной модернизации производства и его структурной перестройки повышению конкурентоспособности экономики, ускоренному инвестиционному развитию различных секторов экономики, прежде всего становлению инновационных и информационных отраслей.
В целях создания благоприятного инвестиционного и предпринимательского климата, в Чувашской Республике создана хорошая база для долгосрочного инвестирования и успешного бизнеса, выработаны конкретные, законодательно закрепленные принципы осуществления государственной инвестиционной политики, направленные на дальнейший рост экономики, которые реализуются в рамках Стратегии социально-экономического развития Чувашской Республики до 2020 года. В Чувашии реализуются законы Чувашской Республики «О вопросах налогового регулирования в Чувашской Республике, отнесенных законодательством Российской Федерации о налогах и сборах к ведению субъектов Российской Федерации» и «О государственной поддержке инвестиционной деятельности в Чувашской Республике», Указы Президента Чувашской Республики от 20января 2006г. № 3 «О мерах по созданию благоприятных условий для привлечения дополнительных инвестиций в реальный сектор экономики Чувашской Республики», от 3 октября 2006г. № 80 «О дополнительных мерах по завершению государственного кадастрового учета земельных участков и государственного учета объектов недвижимости в Чувашской Республике» и ряд постановлений Кабинета Министров Чувашской Республики.
В качестве финансового инструмента государственной поддержки инвестиционной деятельности Чувашской Республики используются различные формы: предоставление льгот по уплате республиканских налогов и налога на прибыль организаций, в части зачисляемой в республиканский бюджет, выделение бюджетных кредитов, предоставление инвестиционных налоговых кредитов, государственных гарантий Чувашской Республики под коммерческие кредиты, грантов начинающим субъектам малого предпринимательства на создание собственного бизнеса, субсидирование процентных ставок по кредитам коммерческих банков и стоимости гарантий (поручительства) республиканского гарантийного фонда для субъектов малого предпринимательства, субсидирование за счет средств республиканского бюджета Чувашской Республики процентной ставки по заемным средствам, привлекаемым на инженерное обустройство земельных участков, предоставленных под жилищное строительство.
Объем инвестиций в основной капитал в 2011 году по сравнению с 2010 годом увеличился на 7,4% и составил 541,13 млн.рублей. В новых экономических условиях, учитывая дефицит бюджетных средств, возрастает значение собственных средств организаций, ресурсов банков, страховых и финансовых компаний, пенсионных фондов, а также сбережений населения, направляемых на инвестирование капитальных вложений в производство. Удельный вес инвестиций в экономику за счет собственных средств предприятий в общем объеме инвестиций (без субъектов малого предпринимательства и параметров неформальной деятельности) увеличится с 18,9 % в 2010 году до 43 % в 2014 году( к уровню 2010 года).
В 2010 году наблюдается снижение темпов привлечения внебюджетных инвестиций, которое происходит из-за сокращения инвестиционной активности предприятий в условиях экономического кризиса, повлекшего за собой усиление инфляционных процессов, увеличение издержек и затрат, уменьшение объемов ликвидных активов, возможности пополнения собственных оборотных средств и осуществления капитальных вложений. В организациях района существенно сужаются возможности модернизации, обновления основных фондов и реализации инвестиционных проектов.
В 2011 году предусматривается привлечь госинвестиций из федерального бюджета в сумме около 3,83 млн.руб., в 2012 году – 5-6 млн.руб., в 2014 году – 8-10 млн.руб.
Финансы.
В качестве исходных условий при разработке прогноза сводного районного финансового баланса на 2011 год и на период до 2014 года по объему доходов Комсомольского района явилась отчетная база 2010 года, ожидаемая оценка по поступлению налоговых и других платежей в 2011 году, формирование показателей социально-экономического развития хозяйствующих субъектов с учетом изменений в налоговом и бюджетном законодательствах Российской Федерации.
Доходная часть сводного районного финансового баланса прогнозируется в 2011 году в сумме 316,78 млн.рублей, что составляет 106,7% к 2010 году, в 2014 году поступления доходов составят 357 млн. рублей, что составляет 120,3 % к 2010 году.
По прогнозной оценке сальдо финансовых взаимоотношений с федеральным уровнем власти сложится к 2014 году положительным для района и составит 78,5 млн.рублей.
Общая сумма расходов в районе в 2011 году прогнозируется в объеме 327,16 млн.рублей (111,6% от уровня предыдущего года), в 2014 году -356,4 млн. рублей.
Потребительский рынок.
Основным фактором, определяющим рост оборота розничной торговли, является платежеспособность населения района. Номинальные денежные доходы, полученные населением в 2010 году, увеличились по сравнению с 2009 годом на 4,7%. Реальные располагаемые денежные доходы (доходы за вычетом обязательных платежей, скорректированные на индекс потребительских цен) в 2010 году по сравнению с 2009 годом снизились на 10,8 %.
Основная часть денежных доходов населения, по данным 2010 года, расходуется населением на покупку товаров и оплату услуг (69,6% всех денежных доходов населения).
С учетом вышеуказанных обстоятельств по прогнозным расчетам объем розничного товарооборота за 2011 год по отношению к 2010 году составит 108,5% (778 млн.рублей). К 2014 году данный показатель увеличится и составит – 110,1 % (1176,6 млн.рублей).
Реализация мероприятий республиканской целевой программы «Развитие потребительского рынка и сферы услуг Чувашской Республики на 2010-2020 годы», принятой постановлением Кабинета Министров Чувашской Республики от 31.03.2009 № 107, должны обеспечить в прогнозируемом периоде положительную динамику показателей развития сферы потребительского рынка.
На рынке платных услуг населению прирост по оценке в 2011 году составит 14,5% к уровню 2010 года. По прогнозным расчетам прирост объема платных услуг населению в 2014 году составит 161,0-164,0 млн.руб. (162,5%-165,5% к уровню 2010 года).
Денежные доходы населения.
В 2012-2014 годах сохранится динамичный рост заработной платы.
В 2010 году номинальная среднемесячная заработная плата составила 9621,6 руб. или 9,6% к уровню 2009 года.
Рост производства в отраслях экономики, замедление темпов инфляции, рост заработной платы, индексация пенсионных выплат и денежных компенсаций по льготам будут способствовать формированию позитивных тенденций в динамике реальных доходов населения. По прогнозу в 2014 году денежные доходы сложатся в сумме 2059,6-2122,0 млн.руб. и возрастут по отношению к 2010 году на 42,5-46,9%.
По оценке в 2011 году доля населения с денежными доходами ниже величины прожиточного минимума составит 25,2%, в 2014 году – 22,4-21,0% от общей численности населения.
Развитие отраслей социальной сферы.
Демографическая ситуация в районе, как в целом по Республике, характеризуется продолжающимся процессом естественной убыли населения, связанной с превышением смертности над рождаемостью и сокращением миграционной активности населения.
По прогнозу ожидаемая численность постоянного населения района составит в 2014 году 26,78 тыс. чел.
Прогнозируется, что положительная динамика демографических процессов в 2013-2014 годах приведет к снижению естественной убыли населения, которая составит -1 - +3%.
Реализация среднесрочного плана развития отрасли здравоохранения предусматривает формирование и реализацию преимущественно профилактической направленности системы охраны здоровья на основе оптимизации межведомственного взаимодействия органов власти всех уровней и повышения ответственности населения за сохранение и укрепление своего здоровья, приоритетное развитие первичной медико-санитарной помощи, основу которой составляет служба семейной медицины, обеспечение населения высокотехнологичной медицинской помощью.
В первичном звене здравоохранения преобразования связаны с внедрением принципа общеврачебной (семейной) практики. Обеспеченность врачами общей практики (семейными врачами) с каждым годом улучшается: в 2010 году этот показатель составил 2,5 человека на 10 тыс.населения, по прогнозу в 2014 году он увеличится и составит 2,7 человека на 10 тыс.населения.